(4966) 16-58-68

Главная \ Информация о компании \ История Автоколонны 1417 \ Коломенский автобус
довоенных лет

Коломенский автобус
довоенных лет

КОЛОМЕНСКИЙ АВТОБУС ДОВОЕННЫХ ЛЕТ 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2015 году исполнилось 90 лет одному из старейших транспортных предприятий Московской области – Автоколонне 1417 города Коломны. О современной автоколонне известно многое, её хорошо знают не только в России, но и во всём мире – автобусы и водители автоколонны 1417 прекрасно зарекомендовали себя, обслуживая Олимпийские игры 1980 года в Москве, Олимпийские игры 2014 года в Сочи и Чемпионат  мира по бегу на коньках 2016 года в Коломне. Но это всё современность. А вот о том, с чего начинались пассажирские перевозки в Коломне, известно немного. 


НАЧАЛО

Глядя на современную Коломну, нелегко представить себе, что когда-то на её улицах совершенно не было автобусов, и горожане передвигались по городу на крестьянских телегах, извозчичьих пролётках, телегах-линейках, а то и просто пешком. Любуясь красавцем лайнером, проезжающим по новому мосту через Коломенку мимо Маринкиной башни и Конькобежного центра Московской области «Коломна», трудно поверить, что было время, когда через ветхий деревянный мосток ползли, погромыхивая, телеги и тарахтели конные экипажи. А ведь всё это было, и было по историческим меркам совсем недавно, всего каких-нибудь девяносто лет назад. Хотя, с человеческой точки зрения, девяносто лет – это очень длинная жизнь. Так как же всё начиналось? И какими они были – первые коломенские автобусы?

А начиналось всё в очень далёком от нас 1925 году. И первые коломенские автобусы, настоящими автобусами вовсе не были. Это были три машины, переоборудованные из грузовиков с брезентовым верхом и скамьями для пассажиров. Вмещали они от 12-ти до 16-ти пассажиров. Конечно, такого количества пассажиро-мест катастрофически не хватало для организации пассажирских автобусных перевозок в бурно развивающемся промышленном городе Московской губернии, одном из её уездных центров. Коломне просто необходимо было организовать перевозки горожан автотранспортом.

20 ноября 1925 года состоялось заседание Президиума Московского совета РК и КД, на котором рассматривался вопрос об организации автобусного сообщения по Московской губернии. 5 пункт Постановления гласил: «Обязать МКХ (Московское Коммунальное Хозяйство) предоставить некоторое число автобусов в распоряжение уездов для организации внутриуездного сообщения». В свою очередь Коломенский исполком обратился в Московский автотрест с ходатайством о выделении для города и уезда транспорта для перевозки пассажиров. «Такая просьба, – сообщалось в письме исполкома, – вызвана большим интересом населения к автобусному сообщению, а также тем, что количество имеющихся в городе автобусов не достаточно для удовлетворения запросов на перевозки».

И вот в Коломну прибыли четыре праворульных автобуса марки «Leyland GH-7», закупленные в Англии. Четырехцилиндровый двигатель объемом 6,6 литров и мощностью в 61 лошадиную силу разгонял громадину длиной без малого 8 метров и массой 5,5 тонн до 30 км/ч. В салоне на скамейках могли сидеть 28 пассажиров. Правое расположение руля  позволяло водителю контролировать расположенные справа же пассажирские двери.

http://www.oldtimer.ru/upload/23f/23fbd8ba56078154900018a082485fe8.jpg

Автобус Leyland

 

Отдельного автобусного хозяйства в городе тогда не существовало. Пассажирские перевозки осуществлялись несколькими автобусами, которые относились к автохозяйству коммунального отдела при Отделе Местного Хозяйства исполнительного Комитета.

Вначале по городу проходил всего лишь один автобусный маршрут – от площади Революции до станции Голутвин. Не было и расписания. Автобусы отправлялись по мере заполнения их пассажирами.

 Трудно пришлось иностранным машинам на коломенских дорогах, разбитых и ухабистых. Чтобы не угробить автобусы в первые же месяцы эксплуатации, городские власти взялись за ремонт дорог. И в этом им снова помогло Губернское правительство. Президиум Московского совета РК и КД на своём заседании 30 декабря 1925 года постановил разрешить Коломенскому Уездному Исполнительному Комитету кредитоваться в Московском Городском Банке под гарантию Московского Совета на сумму до 15000 (пятнадцать тысяч) рублей на заготовку строительных материалов для дорожного и мостового строительства.

А 14 июля 1926 года Президиум Моссовета утвердил план дорожно-мостового строительства по Коломенскому уезду на 1926 год, по которому на постройку и ремонт мостов в Коломне и Коломенском уезде было выделено 35000 рублей. Из них 20000 рублей из фонда помощи уездному хозяйству и 15000 рублей из фонда уездного бюджета. Как отмечала газета «Коломенский рабочий», было построено 8 мостов и произведена перестилка 5 тысяч квадратных саженей мостовых.

 

ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

С открытием в городе автобусного движения, необходимо было это движение упорядочить. И вот появляются «Правила пользования автобусными сообщениями К.О.М.Х. (Коломенского Отдела Местного Хозяйства), утверждённые постановлением Президиума Коломенского Уездного исполкома от 4 ноября 1926 года. Читая сейчас эти правила, трудно удержаться от улыбки, настолько нереальны для современного человека некоторые перечисленные в них ситуации, однако основные пункты правил актуальны и сейчас.

 

ПРАВИЛА
Пользования автобусными сообщениями К.О.М.Х.
Утверждённые постановлением Президиума Коломенского Уездного Исполкома
от 4 ноября 1926 года

1. Не допускаются вовсе к проезду в автобусах К.О.М.Х.:
      а). лица в нетрезвом виде;
      б). арестованные в сопровождении конвойных;
      в). милиционеры или красноармейцы с винтовками;
      г). лица с охотничьими ружьями в неразобранном виде;
      д). лица, явно одержимые заразной болезнью;
      В первоначальном варианте, представленным на утверждение Коломенским Отделом Местного Хозяйства присутствовал и такой пункт:
      е). лица женского пола в шляпах с острыми длинными шпильками без наконечников.
      При утверждении «Правил» Президиумом Коломенского УИКа этот пункт был вычеркнут.
2. Входить разрешается только через заднюю дверь автобуса.
3. Выходить разрешается только через переднюю дверь автобуса.
4. Категорически воспрещается вход и выход во время движения автобуса до полной его остановки, а также проезд на подножках автобуса.
      Примечание: кондукторам автобуса вменяется в обязанность не допускать проезда на подножках, задерживая отправление автобусов до удаления лиц с указанных мест и передавая их в распоряжение милиции. Должностные лица милиции обязаны останавливать автобусы (сигналом) для удаления находящихся на подножках и немедленного привлечения таковых лиц к ответственности.
5. Занятие мест сверх установленного количества внутри автобуса воспрещается.
6. Воспрещается:
а). провоз пассажирами громоздкого и тяжёлого багажа, животных, птиц, огнеопасных предметов, а также вещей, пачкающих платье и издающих дурной запах;
      б). высовываться из окон автобусов и из дверей;
      в). курение табаку внутри автобуса;
      г). плевать в автобусах;
      д). ставить детей на сиденье;
      е). шум, пение и музыка при проезде в автобусе;
      ж). приведение в действие звонка и других приспособлений, имеющихся в автобусе, а равно занимать место, предназначенное для сидения кондуктора.
7. Пассажирам при проезде разрешается иметь при себе ручной багаж, своим об”ёмом не стесняющий других пассажиров и прохода в автобусах.
8. Окна в автобусе могут открываться только с одной стороны. Открытие и закрытие окон производится кондукторами по просьбе пассажиров.
9. Каждый пассажир обязан уплатить стоимость проезда и получить билет, не дожидаясь опроса кондуктора, имея наготове необходимую для уплаты за билет сумму.
10. За проезд детей до 5 лет (в первоначальном варианте: за проезд детей, ростом не более 1 ½ аршин) в сопровождении взрослых плата не взимается, если они не занимают отдельного места.
11. При уплате за проезд пассажиры обязаны указывать пункт, до которого необходим билет, или число станций. Билеты рекомендуется брать сразу на всю поездку.
12. Пассажиры не должны затруднять кондукторов разменом крупных денег, при получении же сдачи, во избежание недоразумений, предлагается требовать от кондуктора сдачу немедленно по уплате денег и получении билета.
13. Полученные за проезд билеты пассажиры обязаны хранить во всё время проезда и пред”являть их по требованию кондуктора или контролёров
14. Передача билета одним пассажиром другому воспрещается.
15. Ссылка на утрату билета не принимается, и пассажир обязан в таких случаях оплатить проезд вновь.
16. Порча билетов пассажирами, надрыв на них, свёртывание в трубочку, комканье и т.п. не допускаются.
17. Каждый пассажир, обнаруженный при контроле в автобусе, обязан взять билет и сверх того оплатить штраф в размере одного рубля.
18. Безбилетным считается такой пассажир, который не получил билета, утратил его, или проезжает с билетом, потерявшим силу за проездом тарифной границы, после обращения кондуктора к пассажирам автобуса с вопросом: «У всех ли есть билеты?».
19. Штраф вносится контролёру или кондуктору под выдаваемую ими специальную квитанцию.
20. С целью упорядочить посадки в автобус предлагается гражданам соблюдать очередь при посадке.
21. Лица, виновные в нарушении & 2, 3, 4 и п. «в» &6-го настоящего постановления, обязаны уплатить ближайшему постовому милиционеру под квитанцию установленного образца штраф в размере одного рубля; в случае отказа от уплаты штрафа, виновные препровождаются в ближайшее отделение милиции для составления протокола и привлечения к ответственности в административном порядке с наложением штрафа в десятикратном размере.

22. Лица, отказавшиеся от выполнения какого-либо из правил, изложенных в прочих пунктах настоящего постановления, не перечисленных в 21, и не подчиняющиеся распоряжению кондуктора, контролёра или представителя милиции, а также отказавшиеся от уплаты штрафа контролёру за безбилетный проезд, препровождаются в ближайшее отделение милиции для составления протокола и привлечения к ответственности в административном порядке с наложением на них штрафа до 10-ти рублей.
&23. Настоящее постановление должно быть вывешено во всех автобусах.
Настоящее постановление распространяется на всю сеть и входит в силу с 15-го ноября 1926 года.

 

Тогда же были разработаны и утверждены «Правила хранения и выдачи вещей, забытых и потерянных в вагонах автобуса Коломенского местного хозяйства УИКа». Согласно этим правилам, например: «Все скоропортящиеся продукты немедленно по доставлении их на склад сдаются в органы Социального Обеспечивания, о чём делается соответствующая отметка в регистрационной книге в столбце «расписка в получении вещей владельцем», а невостребованные владельцами по истечении трёх месяцев золотые, серебряные и драгоценные предметы и вещи сдаются в Государственное хранилище Ценностей в доход Республики». Вот такие реалии того времени.

 

ПОД ВНИМАНИЕМ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ

Работа автобусного парка постоянно находилась под пристальным вниманием Коломенского городского совета, выявлялись недостатки, находились пути решения проблем. Особое беспокойство вызывало неисправное состояние шоссейных дорог, недостаточное оснащение самого гаража, и за отсутствием средств ограниченное наличие запасных частей. Также отмечались «продолжительные стоянки на конечных станциях, в силу чего рабочие около переезда были вынуждены долго ждать автобуса, отсутствие порядка при посадке, слабый контроль над работой кондуктора, отсутствие станций ожидания для пассажиров». Для устранения недостатков Отделу Местного Хозяйства предлагалось отремонтировать шоссейные дороги, переоборудовать гараж, «просить Президиум Горсовета на остановках автобусов Голутвин и переезд установить пост милиционеров в базарные дни и дни получек, во избежание недоразумений при посадке пассажиров». В целях усиления контроля над кондукторами периодически делать проверку пассажирских билетов, «поднять дисциплину обслуживающего персонала автобусов путём привлечения к ответственности виновных за нарушение правил езды, выразившееся в курении табака в автобусах и управлении последними лицами в нетрезвом виде», а также для устранения мелких недостатков завести в автобусах ящики для жалоб.

Заботился Горсовет и об обновлении подвижного состава. На пленуме секции Местхоза, состоявшемся 4 августа 1927 года постановили: «Учитывая большой спрос на автобусное движение в городе и вне его, приобрести дополнительно два автобуса, имеющиеся в гараже, бездействующиеся, ликвидировать к 1-му октября 1927 года».

Расширялась маршрутная сеть. На заседании Пленума О.М.Х. Коломенского горсовета 3 мая 1927 года было решено: «В целях большего удовлетворения запросов местного населения необходимо продолжить маршрут в Запруды до парка с подачей автобуса к моменту отправки рабочих и служащих на работу и обратно, в дни же рынка установить движение в Запруды по мере надобности», а также: «Предложить Отделу Местного Хозяйства подработать вопрос о расширении автобусного движения до села Бочманово». О необходимости расширения автобусного движения по линии Голутвин – Бочманово было сделано напоминание заведующему гаражом товарищу Серикову и на заседании Бюро секции Местхоза 21 ноября 1927 года.

На этом же заседании были отмечены следующие достижения в работе автобусников:

  1. «Большое количество перевезённых пассажиров за 11 месяцев;
  2. Рост количества автобусов;
  3. Улучшение помещения гаража».

 

Вместе с тем Бюро отметило и целый ряд отрицательных моментов в работе автобусного гаража:

  1. «Нарушение дисциплины отдельными шофёрами и кондукторами (курение табака, перегрузка автобусов сверх нормы, попущение продолжительных стоянок);
  2. Неясность во взаимоотношениях кондукторов и шофёров;
  3. Не всегда достаточное наличие запасных частей;
  4. Отсутствие противопожарных мер в гараже и автобусах;
  5. Слабая работа прикреплённых к автобусному движению;
  6. Отсутствие собственного контроля над работой контролёров и за движением;
  7. Невыполнение пункта 11постановления Пленума Секции от 13 мая сего года о введении ящиков жалоб;
  8. Отсутствие станции ожидания;
  9. Недостаточный учёт резины и бензина.

Бюро постановило, что «в дальнейшей работе необходимо:

  1. В двухнедельный срок провести в жизнь постановление Пленума Секции по пункту 11-му от 13/V-сего года.
  2. Ускорить постройку станции ожидания согласно указания Президиума от 18/XI-сего года.
  3. Усилить дисциплину среди обслуживающего персонала, не допуская ни в коем случае курения табака и самовольных простоев;
  4. Оформить Правила Внутреннего Распорядка и провести их в жизнь;
  5. Поручить прикреплённым т.т. сделать обследование и проработать форму общественного контроля, сделав 19 декабря доклад об этом на пленуме секций;
  6. Пополнить гараж необходимым слесарным инструментом;
  7. Принять меры к скорейшему приобретению огнетушителей для гаража и автобусов;
  8. Стремиться к расширению автобусного движения по линии Голутвин – Бочманово;
  9. Обеспечить автобусы мелкими запасными частями».

 

А на заседании секции местного Хозяйства Коломенского Городского совета 29 декабря 1927 года, выслушав доклад прикреплённого к автотранспорту тов. Степанова о результатах обследования гаража, постановили:

«В целях улучшения работы гаража считать необходимым провести следующее:

  1. Принять меры к переоборудованию гаража.
  2. Перенести бензино-хранилище в район гаража, для этого сделав соответствующее помещение.
  3. Вести учёт ремонта машин и их осмотра.
  4. Производить периодический осмотр и ремонт автобусов на предмет своевременного выявления порчи машины и ея частей.
  5. В целях сохранения машин, экономии горючего, резины и смазочного необходимо заинтересовать шофёров путём премиальной системы, как за исправное состояние машин, так и за экономию горючего, смазочного и резины.
  6. Приобрести покрывала, предохраняющие от замерзания воды в радиаторе.
  7. Принять меры к исправлению шоссе около моста, устранив выбоины при в”езде на мост.
  8. Привести в порядок дорогу по шоссе от Рязанской заставы до Конной площади.
  9. Снабдить гараж телефоном и отоплением (пункт вычеркнут).
  10. Издать обязательное постановление о правилах езды по шоссе и прочим улицам для конного извоза во время автобусного движения.
  11. Следить за состоянием дорог по линии (пункт вычеркнут).
  12. Создать контроль за работой автобусов (на линии – вычеркнуто) путём очередного дежурства членов Секции Местного хозяйства во время работы автобусов на линии.
  13. Ввести для кондукторов номерные бляхи.
  14. В автобусах вывесить таблички с указанием предельного количества пассажиров ёмкости автобуса».

 

В 1927 году появились льготные месячные «проездные билеты», которые представляли собой книжечки с вшитыми талонами, по 50 штук в каждой. Продавались со скидкой на 10% для взрослых и на 40% - для школьников.

 В том же году появились первые крытые павильоны ожидания на автобусных остановках возле здания городского совета, у железнодорожного переезда и на станции Голутвин. До этого автобусные остановки города представляли собой большую бетонную плиту, длиной немногим больше длины автобуса на которой устанавливалась металлическая штанга или столб с расписанием автобусов. Такие остановки были неудобны для пассажиров, так как не защищали от осадков и палящего солнца.

За 1927 год коло­менские автобусы перевезли 628 тысяч че­ловек. Для того времени это весьма внушительная циф­ра, особенно если учесть, что использовались исключи­тельно иностранные машины, имевшие большой пробег еще до поступления в Коломну.

 

В 1928 году штат гаража состоял из 26 человек, из них 3 человека занимались ремонтом машин. Всего автобусов было 7 штук, но 2 из них амовские требовали капитального ремонта и поэтому на линию выходили очень редко. Поэтому было принято решение приобрести еще два шасси Steyr с тем, чтобы смонтировать на них ку­зова собственного производства, изготовленные в са­мой Коломне. Такой шаг позволил уменьшить стоимость подвижного состава и создать для пассажиров больше удобств. С этой же целью внимательно изучались запро­сы населения и в соответствии с ними вводились новые маршруты, составлялись наиболее удобные расписания движения. Все делалось для того, чтобы использование автобусов стало более рациональным.

 В 1928 году коломенские автобусы ходили уже до села Непецино и за 5 месяцев с 1 мая по 1 ноября 1928 года сделали 19620 рейсов, проехали 78480 километров и перевезли 345999 пассажиров (из доклада заведующего гаражом товарища Серикова на заседании Пленума Секции ОМХ 21ноября 1928г).

 

РАЗВИТИЕ

Работникам гаража приходилось сталкиваться с немалыми трудностями: не хватало запасных частей, резины, бензина, смазочных материалов, состояние дорог, как и прежде, оставляло желать лучшего. И всё-таки, преодолевая все трудности, город развивал автобусные перевозки. Газета «Коломенский рабочий» 10 апреля 1932 года, освещая задачи городского строительства на 1932 год, писала: «В большом об'еме намечены работы по дорожному строительству, транспортные вопросы неразрывно связаны с дорожным хозяйством. Обширная программа работ намечена в этом году по линии автотранспорта. В целях дальнейшего развития автотранспорта и улучшения обслуживания населения Коломны, автобусный парк должен увеличиться в этом году на 5 автобусов, расширить гараж и построить новые автобусные остановки. Всего на автотранспорт отпущено 100 тыс. руб.».

Но задачи задачами, а пока не хватало ни машин, ни хороших дорог. Из-за нехватки машин и их частых поломок автобусы ходили очень редко, и скопившиеся на остановках пассажиры брали их штурмом, отчего возникало множество конфликтов между пассажирами и кондукторами.

В редакцию газеты приходили письма от возмущённых граждан, требующих навести порядок в пассажирских перевозках:

 

«Об автобусах и мостовых
(письмо рабочего)
Живя в Запрудах, мне не предоставляется возможным ходить на Коломзавод пешком.
Около автобусных остановок всегда создаются большие очереди, сесть в автобус бывает трудно.
Другой раз простоишь час или два в очереди и все-таки домой приходится итти пешком. Участок шоссейной дороги между диспансером и Рязанской заставой сейчас сильно разбит, много ямок, что, безусловно, влияет на сохранение автобусов, они из-за этого раньше времени выходят из строя.
Я думаю, что Горкомхозу над этим надо подумать и постараться в скором времени изжить очереди на автобус и починить мостовую.
М. Алексеев». («Коломенский рабочий» 3 сентября 1932 года № 201)

Разбирая жалобы граждан на работу автобусов, сотрудники редакции газеты «Коломенский рабочий» сами проверяли, как обслуживают пассажиров на транспортных линиях, а затем печатали фельетоны на страницах газеты:

 

«Улучшить работу автобусного парка

О непорядках в работе автобусного парка, о недисциплинированности и грубостях отдельных кондукторов в газете «Коломенский рабочий» писалось неоднократно. Однако и по сей день положение остается без перемен.

Каждый день с утра и до поздней ночи, в момент посадки на автобус на остановках шум и давка. К передней площадке лезут не только с разрешением, но и знакомые кондуктора или шофера. Особенно отличается в нарушении правил кондуктор Гусева Клавдия.

Для посадки с детьми нет твердых правил. Один раз сажают одного, другой раз троих, а были случаи совсем никого. В результате – с детьми часто приходится просиживать у автобусных остановок часами.

Чтобы утром попасть на работу к 9-10 часам, нужно приходить на автобусную остановку часам к 7-8. Иначе – придется ждать до 10-11 часов, так как утром обычно с линии автобусы отправляются на заправку.

В милиции за 9 месяцев было составлено свыше 30 протоколов на граждан, нарушающих правила езды и посадки. Надо отметить, что среди этих протоколов есть такие, которые составлены по инициативе личных капризов кондукторов.

Кондуктора проявляют такое своеволие, что при малейшем недоразумении они останавливают машину и направляют провинившегося в отделение милиции для составления протоколов и этим самым задерживают автобус на несколько минут.

Нормы и правила посадки почти никто из кондукторов не соблюдает, за исключением кондуктора Рыбаковой, которая твердо знает, сколько человек требуется посадить, чтобы не допустить перегрузки. В результате у тов. Рыбаковой машина почти не выбывает из строя.

Поломки машин, особенно больших, очень часты. Они происходят не столько от плохого качества ремонта, сколько от невнимательного отношения шоферов и кондукторов к своим обязанностям.

Кондуктора, в целях увеличения зарплаты, так как они работают на километраже, прибегают к некоторым махинациям в частности сажают пассажиров сверхустановленной нормы и тем самым нагоняют лишний рейс, не считаясь с тем, что такие махинации осложняют работу автобуса, создают перегрузку, автобусы чаще выбывают из строя и т. д.

Погоня за километражем приводит и к таким фактам, когда заранее зная, что машина не пойдет, так как она сломалась, все же кондуктор производит посадку. Например, тов. Лыкова 30-го сентября на автобусе № 15 получила деньги, а потом преспокойно заявила: – Ждите, когда ее отремонтируют, а если нежелательно ждать, то можете итти пешком... Другой раз при поломке, на требования пас сажи ров пересадить их на другую машину, кондуктор автобуса № 12 К. Гусева категорически отказала и самым грубым образом вытолкала некоторых из автобуса. В результате пришлось ожидать около двух часов.

Подобных безобразий в работе автобусного парка очень много. О них говорилось и писалось несколько раз. РКИ необходимо проверить, как выполняется ее решений о работе автобусного парка, и заставить парк работать по-настоящему.

Бригада „Коломенского рабочего": Синельщиков, Казаков, Логинов». («Коломенский рабочий» от 6 октября 1932 года)

 

«Это называется… посадка

Из окон Коломенского РИК'а вашему взору открывается редкой пестроты и красочности картина, достойная кисти художника.

На далеком горизонте зеленеют парфентьевские луга, ближе – живописные развалины строющегося уже три года дома (об'екта, как называет его Стройконтора) еще ближе – пестрый волнующийся рынок, ласкающие глаз газоны сквера. И – как завершение всего этого, как итог – фигурная автобусная станция с постоянной автобусной толпой.
Толпа спокойно топчется на месте.
Но вот в поле вашего зрения показывается автобус.
У передней площадки в один миг вырастает толпа. Кто-то кого-то начинает отпихивать, проталкиваясь вперед; кто-то громко неистово кричит:
– Не пущай его! он без разрешения.
– Ой, ребенка задавили!
Секунда, еще секунда – и толпа у передних дверей автобуса начинает рассеиваться. Но и машина почти полна. У площадки осталось два-три человека, у которых очевидно, нет ни разрешения, ни знакомства с кондуктором или шофером.
Вы перекидываете взгляд ко второй площадке. Через вторую площадку пропущено не более десяти человек, а между тем хвост почти не убывает. Вот весьма солидный мешок на двух ногах, уцепившись за поручни, одну ногу уже занес на ступеньку. Рядом с этой ногой, на той же ступени, уже основательно стали две другие ноги молодого человека с чемоданом и папкой, с уголка примостилась дамская туфля.
– Говорю вам русским языком – нету больше местов! – раздается голос кондукторши: – Нету! понимаете!
Со ступеньки несутся молящие голоса:
– Мне к поезду, я на поезд опоздаю!
– Мне на работу, гудок скоро!
Боксерский удар кондукторши. От удара летит мешок, из-под него показывается голова, со ступеньки исчезают сапоги, ботинки и туфля,
Кто-то вспоминает чью-то мать. Звонок, хлопанье дверей. Машина тронулась, красиво огибая площадь и весело гудя.  
Это называется:
– Посадка.          
 А. К.-к. («Коломенский рабочий от 6 октября 1932 года)

Не только в Коломне, но и во многих других городах Московской области автотранспортникам приходилось преодолевать огромные трудности, развивая транспортное обслуживание населения. Это вызывало беспокойство областных властей. 19 апреля 1933 года на заседании Московского Областного Исполкома рассматривался вопрос «Об автобусном хозяйстве промышленных городов Московской области», на котором отмечалось «неудовлетворительное состояние автобусного хозяйства в промышленных городах Московской области.

Значительно уменьшился в этих городах автобусный парк с 82 до 45 единиц, а себестоимость машино-километра в среднем увеличилась на 22,76% против плановой.

Низок коэффициент использования инвентарного количества машин (в среднем 49%), и план пассажирских перевозок выполнен в среднем по городам области на 78,31%.

Всё это явилось результатом отсутствия руководства автобусным хозяйством со стороны горсоветов и недостаточного внимания к этому хозяйству со стороны МОКО».

«В целях оздоровления автобусного хозяйства в промышленных городах области и улучшения автобусами рабочих и служащих» Президиум Мособлисполкома постановил:
Предложить горсоветам в месячный срок перевести работу автобусных парков на хозяйственный расчёт, выделив их в самостоятельную хозяйственную единицу.
Оставить за горкомхозами планирование, общее техническое руководство, организацию снабжения, подготовку кадров, надзор и контроль и разрешение тарифно-маршрутных вопросов;

Обязать горсоветы и горкомхозы:

  1. а). начать одновременно с переводом автобусных парков на хозрасчёт их инвентаризацию и закончить её не позднее 1-го июля 1933г.;
  2. б). к 1 июня сего года произвести полный технический осмотр всех автобусов, как работающих, так и неработающих;
  3. в). в двухдекадный срок закончить технический ремонт работающих автобусов, произведя их покраску, выпрямление помятых боков и т.п.;
  4. г). к 1 июня сего года произвести ремонт существующих автобусных гаражей;
  5. д). для обеспечения автобусного хозяйства необходимыми запасными частями и деталями и окончания ремонта автобусов в указанный срок максимально использовать оборудование существующих мастерских, введя 3-х сменную работу.

В тех же целях предложить МОКО (т. Плотникову) и Мособлдортрансу

  1. (т. Цивцивадзе) в 3-х дневный срок договориться о производстве ремонта отдельных частей и деталей автобусов на заводе Мособлдортранса и предложить Московскому Отделу Ремаштреста удовлетворить заявки МОКО на необходимое станочное оборудование для гаражных мастерских;
  2. Предложить Горсоветам, Горкомхозам и заведующим автобусными парками применить систему спаренной езды в отношении всех шофёров с тем, чтобы к 1 мая сего года не было ни одной машины без прикреплённых к ней шофёров, ремонтных бригад и кондукторов;
  3. Предложить Горсоветам и Горкомхозам установить обязательный осмотр и контроль машин по их приходе в парк и при выпуске, возложив персональную ответственность на прикреплённые к машинам бригады за качество текущего ремонта, за выпуск автобусов на линию в надлежащем порядке, чистыми без помятых кузовов и т.п.;
  4. В целях обеспечения автобусного хозяйства постоянной квалифицированной рабочей силой:
  5. предложить горсоветам принять меры к улучшению бытового обслуживания работников автобусных парков (обеспечение жилищами, организация столовых и
  6. обратить внимание МОМПС, Облсоюза коммунальных транспортных работников и заведующих автобусными парками на необходимость усилить политико-воспитательную работу среди работников автобусных парков, направляя её на максимальное укрепление трудовой дисциплины, на решительную борьбу с прогульщиками, пьяницами, рвачами, расхлябанностью и безответственностью за выполняемые работы, опираясь во всей этой работе на лучших ударников и передовых рабочих;
  7. предложить заведующим автобусными парками в двудекадный срок ввести подробно разработанную систему премирования для всех групп работников автобусных парков, в особенности для эксплоатационного персонала – шофёров и кондукторов;
  8. предложить Мособлдортрансу в месячный срок укрепить шофёрский состав автобусов лучшими наиболее квалифицированными кадрами, организовать вместе с тем подготовку и переподготовку шофёров автобусных парков Области через специальную сеть школ и курсов;
  9. обязать горсоветы к 10 мая сего года просмотреть весь личный состав работников автобусных парков, очистив их от чужеродных и разложившихся элементов и установить такую систему принятия на работу, которая гарантировала бы от проникновения в автобусные парки чуждых элементов.
  10. Обязать Горсоветы и Горкомхозы довести коэффициент использования наличного автобусного парка в 1933 г. до 70%, снизив себестоимость машино-километра на 5% против себестоимости плана 1932г.;

В связи с значительным превышением плана по расходу резины и горючего,предложить горсоветам и горкомхозам в декадный срок провести следующие мероприятия:

  1. выделить в автобусных парках специальных лиц, материально ответственных за выполнение заданных норм по раходованию горючего и резины;
  2. увеличить фонд премирования за экономию горючего и резины, пересмотреть все действующие инструкции, положения и систему учёта;
  3. Обязать автобусные парки усилить уход за резиной и надзор за правильным поддержанием давления в шинах; резину, требующую ремонта, немедленно сдавать в собственные вулканизационные мастерские, а в случае их отсутствия, в вулканизационные мастерские Авторемонта.
  4. Предложить Московской Конторе Авторемонта приступить к ремонту переданной ему резины в суточный срок;
  5. всю негодную к восстановлению резину сдавать в Авторемснаб, как утиль;
  6. обязать заведующих автобусными парками принять строжайшие меры к экономному расходованию горючего, для чего наладить регулировку карбюраторов, не допускать разлива и перерасхода и категорически воспретить использования горючего материала на другие (непроизводственные) цели – мытьё частей, рук и т.д.;
  7. Предложить Московской Конторе Авторемонтснаба бесперебойно удовлетворять заявки МОКО на запасные части и авторезину для автобусов;

     


    Предложить Горсоветам и Горкомхозам:
  8. к 1 мая сего года пересмотреть существующие маршруты, максимально уменьшив остановки и введя безостановочное движение на рабочих линиях в часы начала и окончания работ;
  9. для упорядочения движения ввести детальные графики движения автобусов, возложив контроль за их выполнением на заведующего автобусным парком, диспетчеров и контролёров;
  10. В декадный срок пересмотреть инструкции шофёрам и кондукторам, максимально уточнив их обязанности, в частности, по соблюдению графика и скорости движения и установленных правил езды, по тщательному осмотру принимаемой машины, по максимальному наблюдению за маслом (его качеством), посменной проверке и   очистке фильтров, маслопроводных трубок и каналов;
  11. Обязать горсоветы и горкомхозы немедленно приступить к дорожно-мостовому строительству и ремонту мостовых, обеспечив полное освоение предусмотренных на 1933 г. капиталовложений на дорожно-мостовое строительство, уделяя особое внимание качеству этого строительства и ремонту мостовых;
  12. Предложить Горсоветам – широко привлечь ячейки Автодора к систематической проверке работы автобусов в пути и к их осмотру в гараже»

 

И всё же, несмотря на трудности, автобусные перевозки в Коломне развивались. В 1933 году Коломенский Горкомхоз получил шесть 27-ми местных Амовских автобусов и 6 грузовых автомашин.

Автобус АМО-4 Проблемой номер один оставалось отвратительное качество дорожного покрытия. В отчёте о работе Коломенского Городского Совета РК и КД с 1931 по 1934 г.г. вновь поднимался этот вопрос: «Вопрос дорожного строительства тесно связан с проблемой развития городского  транспорта. Вследствие плохих дорог из восьми автобусов на линии находятся только 4, остальные в ремонте. Но, несмотря на это число перевезённых пассажиров, по сравнению с 1931 годом увеличилось более, чем на 10 тысяч человек».

В следующей пятилетке – те же самые проблемы: «Но и до сих пор дорожное хозяйство города крайне неудовлетворительно, а отдельные участки дорог совершенно непригодны для эксплуатации. В особенности плохие дороги в посёлке имени Кирова, шоссе от Голутвина до Щурово и часть окраин – Коломенская и др.» (из отчёта Коломенского Городского Совета РК и КД за период с 01.01.1935 по 01.08.1939 года).

Автобус ЗИС-8 А тем временем автобусный парк продолжал расширяться. 26 марта 1938 года «Коломенский рабочий» писал: «Гаражом автобусного парка городского коммунального отдела получены пять автобусов марки «ЗИС. После осмотра эти автобусы выйдут на линию. Получение остальных пяти автобусов ожидается на-днях». Через два дня 28 марта – там же: «Автобусный парк городского коммунального отдела получил пять автобусов марки «Лейланд». Каждый вместимостью на 40 пассажиров. На днях эти автобусы выйдут на линию».

С увеличением автобусного парка возникла потребность в дополнительных рабочих кадрах. И вот уже «Коломенский рабочий» публикует объявления о наборе шофёров и кондукторов:
- ТРЕБУЮТСЯ ШОФЕРА (со стажем не менее двух лет) и КОНДУКТОРА.
Обращаться: Коломна, Мешков переулок, дом №1, автогараж горкоммунотдела Управление»;
«ТРЕБУЮТСЯ ШОФЕРЫ со стажем не менее 2-х лет, кондукторы и чернорабочие. Оплата труда сдельная и по соглашению.
Обращаться: Коломна, Мешков переулок, дом № 1, в автотранспортное управление»;
«Автобусному гаражу срочно требуются: МАЛЯРЫ, УБОРЩИЦЫ и ШОФЕРЫ. Обращаться: Коломна, Мешков пер. д. 1»;
«Автотранспортному управлению Коломенского горкоммунотдела ТРЕБУЮТСЯ кладовщики, вахтер и курьер-уборщица. Коломна, Мешков пер. д. № 1».

Увеличивается время работы городских и пригородных автобусов. В целях лучшего обслуживания населения города и ближайших сел пассажирским транспортом президиум городского совета постановил с 20 марта 1938 года ввести на автобусных линиях:
Коломна – Голутвин, Коломна – Бочмановский завод сельхозмашин им. Ворошилова,
Коломна – р. Ока и Голутвин – Непецино курсирование 10 машин.
На линии Коломна – Голутвин было установлено круглосуточное движение, для этого один автобус курсировал с 1 часа ночи до 6 часов утра. Движение на линии Коломна – Бочмановский завод сельхозмашин им. Ворошилова было продлено до 1 часа ночи. Движение на линии Коломна – р. Ока установлено с 6 часов утра до 8 часов вечера.

На линии Коломна – Непецино курсировал автобус с 8 часов утра до 4 часов дня, а в часы большего наплыва пассажиров выделялся второй автобус.

В апреле 1938 года было установлено автобусное движение на линиях:

  1. Голутвин – Сандыри с 6 часов утра до 20 часов.
  2. Голутвин – Северское с 6 часов утра до 18 часов.
  3. Голутвин – Непецино с 5 часов 40 мин. утра до 20 часов. 

Несмотря на то, что работники гаража в очень нелёгких условиях всеми силами старались наладить автобусное обслуживание населения, не обходилось без критики в их адрес:

 

«Игнорирование нужд трудящихся

Автобусный гараж городского коммунального отдела своей работы не улучшил. Руководители гаража коммунисты Лазарев и Спирин наплевательски отнеслись и к постановлению президиума городского совета и к решениям горкома партии о выпуске ежедневно на линии 18 автобусов.

При большом наличии в гараже машин (21) вчера на линиях работало только 10 автобусов. Невыполнение указанных решений заведующий транспортным управлением Лазарев старается обʿяснить различными обʿективными причинами и ссылками на отсутствие горючего, резины и неисправность машин.

Между тем, в самом гараже нет порядка. Существует обезличка машин. Инженер Спирин не руководит производством. Об этом с достаточной ясностью говорят такие безобразнейшие факты, как «раздевание» стоящих в гараже автобусов, т.е. сʿемка деталей с одних машин и установка их на другие. Текущий осмотр машин, выходящих на линии, механиком гаража Темновым производится небрежно. В результате нередки случаи порчи автобусов на линии.

Пора покончить с расхлябанностью работников гаража и заставить их по-большевистски наладить работу городского транспорта». («Коломенский рабочий» от 9 апреля 1938 года)

 

 «Неуловимые автобусы

Автобусное движение по линии Голутвин – Непецино организовано плохо. Очень часто приходится после работы ждать автобуса больше часа. И когда, он, наконец приходит, кондукторы сажают в него пассажиров, которым нужно ехать только до диспансера или в Коломну.

Бывает и так, что придешь после работы во второй смене на остановку, а тебе говорят, что автобус уже ушел. Руководители гаража и кондуктора не считаются с тем, что вторая смена кончается в 12 часов ночи, да минут 15-20 нужно на дорогу до остановки. Они отправляют автобус в Непецино не в 12 часов 30 минут, а в 11 ч. 30 мин. или ровно в 12.

Мы возмущаемся такими, с позволения сказать, порядками и просим немедленно установить четкое расписание движения автобуса и соблюдение необходимых правил при посадке.

И. Семенов, А. Маликов, В. Машков, и др. рабочие завода им. Куйбышева». («Коломенский рабочий» от 7 июля 1938 года)

 

«Когда же прекратится автобусная вакханалия?

Не раз пишущему эти сроки пришлось возмущаться, стоя на автобусных остановках. Не раз в гневе хотелось жаловаться сразу во все инстанции, чтобы только скорее были прекращены нетерпимые, возмутительные безобразия в автобусном движении.

Трудно удержаться от гнева. Трудно не досадовать.

Автобус в нашем городе—единственный массовый вид транспорта. Спрос на него за последнее время значительно возрос, автобусный парк в несколько раз увеличен. 20 автобусов должны ежедневно курсировать по городу.

Это записано в решении горсовета несколько месяцев тому назад. В действительности же еще ни разу 20 автобусов не выпускались на линию. Работники автотранспортного управления дерзко и своенравно поправляют постановление горсовета и считают, что 20 автобусов для жителей Коломны —роскошь, хватит двух-четырех машин. На постановление же горсовета они просто плюют.

Решение о выпуске 20 автобусов работники автотранспортного управления не выполняют со дня его принятия. С месяц тому назад прекращено движение ночного автобуса. На линии сейчас ходят две-три машины, а вечером 11 август, например, ходил только один автобус. Постановление горсовета смято и выброшено в мусорный ящик.

Разве можно не возмущаться по этому поводу? Разве можно дальше терпеть

такой произвол? На остановке длинные очереди, пассажиры клянут всех, кто имеет отношение к автобусному движению. Люди негодуют, возмущаются и –справедливо!

Но все это мало трогало, возглавлявшего до недавних пор автотранспортное управление, т. Лазарева. Он оставался холоден, даже тогда, когда к нему целые группы граждан звонили на квартиру и требовали прекращений безобразий в движении автобусов. Теперь Лазарев снят с этой должности. Хорошо наладить автобусное движение поручено т. Спирину. Он не новичок в автотранспортном управлении и обязан был не допустить то, что произошло вечером 11 августа. К 9 часам почему-то в гараж ушли три машины, на линии остался один автобус, который никак не мог вовремя перевезти пассажиров. Они шли пешком, очень, не лестно отзываясь о начальстве гаража и управления.

Кстати; об уходе машин в гараж. Делается это в зависимости от настроений шофера и кондуктора. Часто слышишь такой разговор: «Надоело, поедем в гараж. Поедем». И, оставляя на остановках толпы пассажиров, машина из Голутвина порожней несется в гараж. Именно такими, сумасбродными решениями, прешедшими в головы сразу трем шоферам и трем кондукторам, пожалуй, только и можно об’яснить исчезновение сразу трех машин 11 августа.

Работники автотранспортного управления очень много говорят о недостатке бензина, шин, шоферов и т. п. Доля правды здесь есть, но разве этими причинами объясняется такое явление, когда вышедшие на линию три-четыре машины все сразу направляются в Голутвин, там одна из них забирает пассажиров, а остальные ждут по часу, а потом то же проделывают в Коломне; длительные ожидания выводят пассажиров из терпения.

Долго можно перечислять нетерпимые случаи в автобусном движении. Пора, давно пора, их прекратить. До каких же пор будет продолжаться эта вакханалия? Материальная база для организации хорошего автобусного движения у нас есть, ее надо хорошо использовать.

Хочется поставить и еще один вопрос: будет ли городской совет уважать свои решения?

Вредители, орудовавшие в городском коммунальном хозяйстве, сознательно разрушали автобусный транспорт, старались вызвать недовольство трудящихся. Введенная вредительская практика в работе автотранспортного управления не изжита и до сего времени. То, что происходит сейчас в автобусном движении — отражение вредительской работы. И. Лось». («Коломенский рабочий» от 13 августа 1938 года) «В последнее время в автобусах невозможно ездить. Кондукторы мало следят за тем, чтобы в автобус входило столько человек, сколько это полагается по норме. Часто стоять даже негде. Такая нагрузка вредит пассажирам и машине». («Коломенский рабочий» от 16 октября 1938 года)

 

«Об автобусных неполадках

Ежедневно в определенные часы из Коломны должны отправляться автобусы в селения Никульское, Непецино и Северское.

Но вместо отправления по расписанию в 9 часов утра, они, как правило, отправляются часов в 10 или 11. Кроме того, автобусы останавливаются не там, где нужно: они или не доезжают до остановки или отъезжают за остановку. От этого при посадке получается давка, и кто стоял в очереди последним – входит в автобус первым.

Пора прекратить издевательство над пассажирами и подавать автобус в намеченные часы и точно к месту посадки.
З. Лаптева» («Коломенский рабочий» от 21 декабря 1938 года)

 Надо отметить, что коломенцы не только жаловались на работу автокоммунальщиков, но и вносили свои предложения по улучшению и упорядочению обслуживания населения.

«Стоимость проезда на автобусе от Голутвина до райисполкома 30 копеек. Такая же стоимость проезда от Голутвина до Конной, от Голутвина до Рязанской заставы и от заставы до Дворца культуры.
Почему цена билета за две и три остановки та же, что и за пять остановок? Это совершенно ненормальное явление.
Не пора ли пересмотреть тарифы проезда на коломенских автобусах?

Иванов». («Коломенский рабочий» от 13 июня 1938 года)

 

 

«Пустить автобусы до учебного комбината

В учебных заведениях, помещающихся в учебном комбинате завода им. Куйбышева, обучается более 3 тысяч человек. Многие учащиеся проживают в противоположном конце города. Между тем, автобусы до учебного комбината не доходят.

Горсовет должен установить движение автобусов до учебного комбината. Хотя бы в вечерние часы (с 16 до 22 часов). Тищенко, Родин». («Коломенский рабочий» от 27 сентября 1938 года)

 

«О проезде учеников в автобусе

Многие ученики селений Непецино, Санино, Настасьино и других учатся в городских школах Коломны. На занятия они ездят в автобусе. Им приходится затрачивать на проезд в автобусе 30-60 рублей в месяц. Для многих это тяжело.
Горсовету необходимо позаботиться об удешевлении проезда в автобусе для учеников. Кроме того, на остановках возле с. Никульское и Непецино надо построить крытые навесы для ожидающих автобусы, так как рабочим и ученикам приходится здесь часто мокнуть под дождем.
 Е. Александрова». («Коломенский рабочий от 3 ноября 1938 года)
Не всё гладко было и в самом гараже. Случались конфликты между рабочими и администрацией.

 

«Глухи к нуждам рабочих

Во время обеденного перерыва рабочие автобусного гаража отдыхали в проходной будке. Сейчас распоряжением заведующего гаража Лазарева рабочих в будку не пускают, Красный уголок в обеденный перерыв тоже закрыт. Куда же деваться?

Вообще к требованиям рабочих администрация и профком глухи.

Рабочие». («Коломенский рабочий от 12 мая 1938 года)

Но жизнь продолжалась, конфликты решались, жалобы граждан рассматривались, меры по улучшению обслуживания пассажиров принимались.

 

«По следам наших выступлений

«Когда же прекратится автобусная вакханалия?»

Коллектив автобусного парка на днях обсудил помещенную в газете «Коломенский рабочий» заметку: «Когда же прекратится автобусная вакханалия?» (13 августа № 187). Критика недостатков в работе автобусного парка признана правильной.

В целях улучшения автобусного движения разработан график, регулирующий движение автобусов на линии, так же будет проводиться тщательная проверка машин, прошедших предупредительный ремонт.

Слесаря, кондукторы и другие работники гаража заявили о своем желании работать по-стахановски и бороться за лучшие показатели работы пассажирского транспорта». («Коломенский рабочий» от 29 августа 1938 года)        

17 июня 1938 года в Коломне появилось такси. Городской коммунальный отдел получил 5 легковых автомашин марки М-1, получивших в народе название «Эмка». Легковые автомашины Горьковского автомобильного завода ГАЗ-М-1, оборудованные таксометрами, выезжали на станции к поездам, курсировали по городу и доставляли пассажиров за город.

Не успели легковые таксомоторы появиться в городе, как сразу нашлись недовольные их работой граждане:


«Неуловимые такси

Коломна получила 5 легковых автомобилей-такси. Городской коммунальный отдел дал широковещательное об'явление по радио о порядке работы такси. Сообщалось, что такси будут выезжать на станции к поездам, курсировать по городу и за город.

Более двух месяцев как такси работают на линии, но к поездам они ни разу не выезжали. Застать их на указанных стоянках также невозможно. Они прямо неуловимы.

В письме в редакцию т. Гуськов пишет: «Более трех часов дожидался я такси на стоянке на площади Двух революций 23 сентября и не дождался. Правда, за это время подошли две машины, но пассажиров не посадили. Шофер машины № 68-02 заявил, что едет в гараж. Между тем, от'ехав несколько метров, посадил каких-то людей и поехал к Голутвину. Шофер машины № 68-01 Мещеряков поступил точно также.


О подобных фактах в жалобной книге автопарка есть несколько жалоб. Но на них никто не реагирует. Шоферы чувствуют себя хозяевами такси. Хотят ехать едут, не хотят не едут. Нужно положить этому конец». («Коломенский рабочий» от 4 октября 1938 года)

Не обходилось и без нарушений правил дорожного движения водителями автобусов, и без дорожно-транспортных происшествий с потерпевшими:

 

«Происшествия

Столкновение автомашин

16 марта на улице Октябрьской революции у дома № 109 произошло столкновение автомашин. Автомашина завода им. Куйбышева под управлением шофера Войкова шла в Москву, навстречу ей шла машина автобусного парка под управлением шофера Гусарова, который нарушил правила движения, ведя машину левой стороной, ударил в кузов встречную машину. Обе машины вышли из строя» («Коломенский рабочий» от 17 марта 1938 года);

 

Коломенский рабочий № 147 30 июня 1932 года стр.4 (2)

(«Коломенский рабочий» от 30 июня 1932 года)

 

«Лишение шоферских прав

На днях в Коломне была выездная квалификационная комиссия шоферов Московской области. Она разобрала несколько дел о нарушении правил уличного движения водителями автомашин.

За выезд на линию в нетрезвом виде лишены водительских прав шофера Сидоров М.К. (автобусный парк городского коммунального отдела) на шесть месяцев; Захаров А.С. (гараж строительства Мособлход) на 4 месяца; Блашкин Н.К. (гараж завода им. Куйбышева) на 3 месяца; Цыплаков И.И. (гараж 21 конторы заводстроя) на 2 месяца». («Коломенский рабочий» от 23 марта 1938 года);

 

«Происшествия
Несчастные случаи. 15 сентября на Бочмановском шоссе автотакси была сшиблена гражданка Бокина А.С. В этот же день у Дворца культуры завода им. Куйбышева автобусом сшиблен гражданин Щербаков. Оба пострадавшие с переломами ног отправлены в первую городскую больницу.

В обоих случаях – вина потерпевших, нарушивших правила уличного движения. Они шли по мостовой» («Коломенский рабочий» от 18 сентября 1938 года).

Для повышения квалификации водителей в Коломне были организованы курсы:

«Продлить учебу шоферов

В Коломне впервые были организованы курсы шоферов повышенного класса. 18 июля госавтоинспекцией был произведен экзамен на звание шофера второго класса.
Экзамен сдали пять человек на «отлично», девять на «хорошо» и двадцать пять на «посредственно». Семь получили отметки «плохо».
Необходимо, чтобы горкоммунотдел, совместно с союзом шоферов, с осени организовал постоянную учебу. Так как шоферов, желающих повысить свою квалификацию много.
А. Спирин» («Коломенский рабочий» от 26 июля 1938 года).                                                                                                 

К августу 1939 года автобусный парк городского коммунального отдела насчитывал 20 машин, их единовременная вместимость увеличилась до 430 человек, а количество перевезённых за год пассажиров возросло до 8556400.

Правда, жалобы на работу автобусников не прекращались. Снова находились граждане, недовольные работой автокоммунальщиков:

 

«Еще раз об автобусах

Автобусный парк последний месяц стал работать совсем плохо. Уже в течение нескольких лет трудящиеся давали наказ горсовету улучшить работу автобусного парка. Горсовет эти наказы не выполняет.

В гараже слесари плохо ремонтируют машины. Вот пример: 27 декабря из ремонта вышла машина на линию Коломна – Непецино. В этот же день эта машина вышла из строя и ее опять поставили на ремонт. 31 декабря у Голутвинской остановки пассажиры ждали автобус полтора часа, но, и, дождавшись его, они не доехали до конца: у диспансера машина сломалась. Пассажирам пришлось итти пешком в Коломну.

Сейчас в связи с постановлением Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС горсовет должен обратить особое внимание на работу автобусов. Зав. гаражом тов. Спирин должен выпускать на линию машины не в 6 часов утра, а в 5 часов, для того, чтобы рабочие могли без опоздания начинать работу. М. Дутиков» («Коломенский рабочий от 14 января 1939 года).

Случались и стихийные бедствия, из-за которых срывались автобусные перевозки. Для устранения последствий природных катаклизмов оперативно задействовались все службы городского хозяйства:

 

 «О движении через р. Коломенку

Вчера 7 апреля, в 1 час 40 минут сильным напором скопившегося льда был сорван деревянный мост через р. Коломенку.

Движение через реку было прервано до 12 часов дня. С 12 часов дня была организована переправа через реку на лодках.

В 2 часа дня население части города, расположенной за рекой Коломенкой, было снабжено необходимыми продуктами повседневного обихода (хлебом, молоком и т.п.).

Как сообщил нашему сотруднику председатель райисполкома тов. Константинов, сегодня через Коломенку, правее старого моста, должен быть сооружен временный понтонный мост, обеспечивающий возможность автотранспортного движения.

Вчера состоялось обʿединенное заседание президиумов райисполкома и горсовета и заседание бюро горкома ВКП(б), где принято решение о постройке через Коломенку в течение месячного срока нового металлического моста грузоподʿемностью значительно превышающую грузоподʿемность старого моста (грузоподʿемность старого деревянного моста равнялась шести с половиной тоннам).

Металлические конструкции для нового моста будут изготовлены заводом им. Куйбышева» («Коломенский рабочий» от 8 апреля 1939 года);

 

«Транспортное движение через р. Коломенку восстановлено

В ночь с 8 на 9 апреля было закончено строительство через Коломенку временного понтонного моста.
С утра 9 апреля по мосту открылось транспортное движение» («Коломенский рабочий» от 11 апреля 1939 года).

В стране в то время широкое распространение получило социалистическое соревнование. Не оставались в стороне от событий, происходящих в стране, и работники автотранспортной конторы. Они участвовали в социалистическом соревновании, вставали в ряды стахановцев, старались устранить недостатки в работе автобусного парка под руководством партийной организации. 21 марта 1941 года газета «Коломенский рабочий» писала:

 

«Партийная жизнь

Наладить работу автобусного парка

Недавно состоялось собрание парторганизации автотранспортной конторы. На собрании с докладом о решениях XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б) выступил секретарь партийной организации тов. Петров.

Выступивший после доклада начальник автотранспортной конторы т. Гимранов рассказал, что благодаря развернувшемуся социалистическому соревнованию в честь XVIII Всесоюзной партийной конференции, коллектив добился хороших показателей. За прошедшие два месяца этого года план выполнен на 115 процентов. По грузовым машинам план выполнен на 101 процент, по автобусам – на 123,7 процента. Число стахановцев возросло до 24 человек.

Водители машин (автобусов) т.т. Капотин выполнил план на 182 процента, Ишутин, Сидоров – на 176 процентов каждый, Тележкин – на 163 процента. По грузовым машинам т.т. Горячев и Бунаков – на 138,8 процента каждый.

К числу недостатков в работе автопарка, – говорит т. Гимранов, – относится плохая эксплоатация газогенераторных машин. План февраля по этим машинам выполнен всего лишь на 16,1 процента. У нас еще большие простои машин.

С резкой критикой недостатков работы автотранспортной конторы выступил председатель Исполкома горсовета депутатов трудящихся тов. Хаперский. Он указал, что диспетчерский аппарат автобазы работает крайне плохо. Отсутствие графика движения автобусов вызывает справедливые нарекания. Недостаточно поставлено культурное обслуживание пассажиров.

В прениях выступило 7 человек – т.т. Муравлев, Иванников, Можаев, Плеханов и другие.

В принятом постановлении по докладу т. Петрова намечены мероприятия по выполнению решений XVIII Всесоюзной партийной конференции».

И снова не обходилось без критики.

 

 «Хорошо ли Вас обслуживают?

Неудобства автобусного транспорта

Еще раз приходится говорить об автобусах. Они, во-первых, ходят всегда стайками, один за другим, как журавли. Ехать на автобусе можно тогда, когда некуда спешить. Часто бывает, что по утрам ходят один-два автобуса, но нет об этом соответствующего обʾявления. И люди ждут, рискуя опоздать на работу.

От часа до двух в Голутвин невозможно попасть на автобусе: они «обедают». Но почему все сразу? Неужели нельзя так организовать автобусное движение, чтобы из-за обеда оно не нарушалось? Эти неудобства превращают автобус в очень неприятный вид транспорта. Большинство коломенских жителей ходят в Голутвин пешком.
Бригада «Коломенского рабочего»: М. Леонова, Д. Морозов, И. Семенов». («Коломенский рабочий» от 21 мая 1941 года)

Перед самой войной 20 мая 1941 года открылась новая автобусная линия Коломна-Никитское-Коломна. Регулярно три раза в день по этой линии курсировал 15-ти местный автобус Коломенской автотранспортной конторы. В первый рейс автобус отправлялся в 6 часов 30 минут утра с площади Двух революций.

Оставалось меньше месяца до начала Великой Отечественной войны. Но никто этого не знал. Автотранспортная контора жила обычной жизнью. Разрабатывались новые маршруты, пересматривалось расписание автобусов, подводились итоги соц. соревнования, рассматривались жалобы пассажиров, работники уходили в отпуск, или возвращались с отдыха. Строились планы на будущее, загадывались дела на завтра…

А завтра была война.

Коломенский рабочий № 126 (4128) 30 мая 1941 года стр.4

(«Коломенский рабочий» от 30 мая 1941 года)